Научно-познавательный журнал (tech_dancer) wrote,
Научно-познавательный журнал
tech_dancer

Ленин умер, но дело его живёт, или новые секреты электричества 19 века. Продолжение.

Здравствуйте, друзья. Не ожидал такого пристального интереса к прошлой статье, по этому спешу продолжить.




Вспомнаются слова известного сатирика, который на закате СССР как то сказал, что благодаря перестройке, нам стала известна страшная тайна о том, что лампочку Ильича оказывается изобрел не Ильич, а какой-то Эдисон. Да, действительно, Эдисон запатентовал помимо прочего свою известную лампу накаливания, которая, незначительно изменяясь, благополучно прожила весь 20 век и даже сейчас ещё не является музейным экспонатом. Лампа накаливания светилась за счёт раскаления её нити из различных металлов электрическим током, это основной принцип её действия. Классическая схема подключения лампы накаливания обязательно требует наличие источника питания и проводов, т.е. лампа накаливания является двуполярным элементом. Из истории мы знаем, что лампа накаливания стала использоваться в массовом порядке только в начале 20 века.  До этого времени она совершенствовалась и её обладателями был узкий круг лиц. А что же было до выхода в свет этой лампы накаливания? Неужели весь мир жил при свечах и лучинах? Ну конечно же, нет. Электрическое освещение было во многих развитых странах 19 века. Приборы для электрического освещения имелись практически у всех сословий. Доказательством этого являются сохранившиеся до нашего времени исторические материалы. Я приведу вам некоторые из них. Чтобы быть беспристрастным, буду приводить только фото, которые, как известно, вещь безотносительная и фиксируют то, что есть, без преувеличения. На них только местами для лучшей наглядности прибавлена яркость. В основном все фото датированы до 1910 года (если точнее, то подавляющее большинство вообще из 19 века).



Очень странная лампа в церкви. Свеч не содержит, провода к ней не подходят тоже.



Это фото 20 века. Видно лампу с противовесом. Если приглядеться, на противовесе всё же есть пробка. Сложно сказать, каким образом эта лампа светилась.



Очень смелое конструкторское решение - лампа приделана к металлическим перилам. Но раз она там есть, значит как-то горела. Визуально проводов к ней не подходит, да собственно откуда им взяться в перилах. Что же за осветительный элемент там стоял? Привлекает внимание набалдашник на перилах. Для чего он? Чтобы на перилах не катались? Это Европа. И материал у него отличается от материала перил по цвету. Очень странно. Кстати, очень много фото, где эти набалдашники есть ростом до полметра, и видно, что они съёмные.



Тоже решение из той же серии. Лампы конструктивно объединены с перилами. Провода в плафоны не заходят, фото качественное и это видно. Но зато возле плафонов стоят какие-то пимпочки. Для чего они? Поднимать лампу вверх-вниз? Наверное.



А здесь не люстра, а целый механизм. Для чего-то необходимо поднимать на роликах обведённые устройства. В люстре шесть ламп, а устройств три. Очевидно, каждое действует на свою пару ламп. Если эти устройства - обычные украшения, то для чего такая сложность? Это хайтэк 19 века?



Это та же люстра, но с другого ракурса. Сложно понять, что за лампочки там были. Если есть стеклянные плафоны, керосин там точно исключен.



Эта люстра тоже не под керосин, отсутствует механизм регулирования фитиля, есть абажур, да и само устройство не приспособлено под налив керосина. Наверху противовес, который совершенно не влияет на схему подвеса люстры и ездит ввер-вниз. Для чего он тогда нужен?



Это тоже интересная люстра. Плафон крепится не сверху или  снизу, как обычно, а с боков. Но снизу на плафоне видно устройство, к которому крепится лампа. Как же к ней подходят провода?



Интересная лампа в общественной столовой. Каким образом она светит? Может, просто сняли светящийся элемент? Но проводов тоже нет.



Тоже интересная люстра. Если приглядеться, то висит она на цепи, и в месте её сопряжения с люстрой проводов не видно вообще. Плафон есть, что-то в нём светящее было. Есть места для свеч, но это не удивительно, в то время люстры часто делали универсальными.



Это фото сербской школы. Что за приборы её освещают? Это явно не газ, газ в то время делали только в напольных фонарях. И не керосин, лампы были бы другие. И проводов нет.



Очень интересные лампы. На каждой висят по две цепочки с колечками. Неужели выключатель? А может, устройство для подъёма лампы вверх-вниз? И полоса какая-то на потолке. Наверное, металлический короб с проводом. Может быть, но глянем на следующее фото.



Собственно такая же полоса, которая похожа на короб, но нет ни распаечных коробок, ни хотя бы мест скрутки проводов изолентой. Если приглядеться, то это обычная металлосвязь, которая проведена к каждому светильнику от металлосвязи в кладке.



Это работает служба эксплуатации. Если приглядеться к светящему элементу, то там похоже на газоразрядную лампу. И сама конструкция светильника висит на цепи без всяких проводов.



Это церковная люстра, она не имеет даже мест под свечи, но зато имеет противовес, который также особой роли в механической схеме не играет. Как же она светила?



Это обычный лестничный фонарь. Но почему-то не видно проводов.



Это освещение плавательного бассейна. Представляете в наше время такие лампы над бассейном? И их много. Проводов также не наблюдается, но на плафоне натянута сетка. Может быть, для предохранения от падения плафона, если он треснет. Наверное, менять лампочки там очень весело.



Это одна из мечетей Стамбула. Люстры в ней не имеют осветительных элементов вообще и свеч тоже. Почему? Возможно, на фото люстры просто опустили вниз на техобслуживание и просто сняли плафоны.



Это обычная домашняя люстра 19 века. Судя по ткани на абажуре, керосин она не использует. Но и проводов к ней не подходит. Зато есть противовес, который ездит вверх-вниз без участия люстры.



Это люстра из той же серии, но её кто-то доработал проводами. Провода болтаются снаружи, штатного места для них нет. И лампочку с патроном, видимо, заменили.



Это светильники эконом-класса в какой-то религиозной организации (такие же были в сербской школе). Часть из них даже светит. Это не керосиновые лампы. Если приглядеться (специально осветлил и обвёл), подвешиваются они на железный прут, который опять же крепится к металлосвязи здания. Странная закономерность. И провода снова не подходят.



Это фонарь на каком-то складе. Калильные фонари и вообще керосин там категорически противопоказан, особенно на высоте. Тем не менее, фонарь висит и наверное светит, но цоколь у него очень интересный. Для ламп накаливания такие не делают.



Это тоже одна из мечетей Стамбула. Только вместе с люстрой рядом висит огромная люстра Чижевского с какими-то предметами, но без светильников. Эти предметы хорошо известны по прошлым статьям. Для чего это всё в мечети?



Интересное дизайнерское решение - светильник в форме короны Российской империи. Даже осветительный элемент виден. Но к России фото никакого отношения не имеет. Очевидно, налицо контрафакт, кто-то у кого-то скопипастил дизайн-решение. Но проводов всё равно не видно, а возле лампы какая-то цепь.



Тоже люстра не для свеч и тоже с противовесом, который совершенно не нужен в конструкции.



Это тоже люстра, но не для керосина, и тоже не видно проводов.



Это в общем такая же по принципу действия люстра, только на рынке. Проводов не видно.



Это тоже бытовая люстра, но что в ней светится - сложно понять. Возможно, cветится сам абажур, который покрыт специальным составом, реагирующим на изменение электрического поля. Возможно, просто сняли лампу. Визуально не определить.



Это странные осветительные приборы в синагоге. Они явно электрические, но не похожи конструктивно на рассмотренные ранее вообще. Фото 1870 года, ламп накаливания тогда ещё не было, по крайней мере в массовом пользовании.



А вот здесь кликните фото и внимательно посмотрите. Это не элемент гербария, перевёрнутый кверху ногами, а электрическая лампочка, и не лампочка накаливания. Вам такую преподавали на школьном курсе физики? Мне нет, в лучшем случае свечу Яблочкова. Более того, на любом поисковике вы не найдёте ни фото, ни упоминаний о такой лампочке. А она гальванически просто присоединена к металлосвязи здания (столбу в данном случае), и однополярна. Это фото 1898 года интерьера одного из европейских храмов. Посмотрели? А теперь не спеша просмотрите все вышеприведенные фото ещё раз, но другим взглядом.
----------------------------------------------------------------------------
Ну вот, друзья, оцените ещё раз, кому и зачем было нужно развитие продаж ламп накаливания, причём так, что про другие мы вообще ничего не знаем. Кстати, нашёл вот такое фото:

Оно закрыто для полноразмерного просмотра, пришлось делать из малого скрин-шота. Очень странный дефект фото. Можно подумать, что это переотражение фотовспышки, если бы не стоящий на переднем плане набалдашник перил. Он почему-то вообще свет вспышки не отражает. Может быть, это светится разряд, выходящий из металлосвязей лестницы? Не гарантирую, что это именно так, но попалось ещё одно фото:



Очевидно, неспроста на схождение сводов делали подобные металлоконструкции. При определенной концентрации поля они тоже начинали светиться. Наверное, всё же всем интересно посмотреть, как горели те самые, донакальные лампы. Кое-что удалось раздобыть.



Это издание "photographies au magnésium, s.d. 1857", т.е. 1857 года. Эдисон может в проекте тогда уже и был, а вот ламп накаливания, готовых к бытовому применению, точно не было.

До новых встреч.
Tags: Атмосферное электричество, лампы., технологии прошлого
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments