Научно-познавательный журнал (tech_dancer) wrote,
Научно-познавательный журнал
tech_dancer

Электрификация маяков XIX века. В чём секрет?

Здравствуйте, друзья. Сегодня будет ещё одна загадка по теме атмосферного электричества.




Ну а начнём с того, что благодаря morrisuf ко мне попал один интересный документ из американских архивов. В нём говорилось о передовом опыте Франции об электрификации маяков в 19 веке, который на то время считался выдающимся. Документ содержит техническое описание по электрификации с перечислением многих деталей. Наверное, они были бы интересны и для вас. Текст довольно легко поддаётся переводу. Для наглядности добавим немного креатива и уберём вещи, не связанные с электричеством (описание оптических систем, экономическое обоснование и т.п.), получим примерно такой документ. После него будут комментарии.














Прочитали? Наверное, не безынтересно было бы взглянуть на маяки, упомянутые в этом труде. Воронцовский маяк в Одессе приведён на главном фото. Обратите внимание в Википедию, на его боку висит колокол без всяких площадок. Кто и как в него звонил? Бердянский маяк тоже есть на старых фото.


То, что это именно тот самый маяк, сомнений нет, есть много материалов о том, что именно здесь был установлен вертящийся свет. Само здание маяка в общем дожило до наших дней.



Сравним старое и новое фото. Очевидно, вся верхушка маяка перестроена. На старом маяке карниз и комната для фонарей выглядят совершенно по другому, и в новой версии маяк, судя по размеру окон, ниже по высоте. Очень странное техническое решение. Возможно, всему виной военные действия. Если этот пост читает кто-нибудь из Бердянска, и имеет информацию о такой реконструкции маяка, отзовитесь плз.

Но теперь сравним американский труд и фото нашего Бердянского маяка. Главный вопрос, который встаёт сразу - а как мог разместиться в здании маяка паровой котёл. Судя по фото, здание маяка имеет длину около 15 м, и следовательно, описание ему соответствует. Маяки в то время делали полностью автономными, и выносить паровой котёл наружу было бы технически очень нецелесообразно. Чтобы приводить в движение роторы генераторов маяка, пришлось бы делать трансмиссию из другого здания, что даже в общем не возможно. Но устанавливать сами генераторы в другом месте технически будет представлять то же самое. Если в этом случае делать внешнее электроснабжение маяка, полностью теряется его автономность. В этом случае котельную пристроили бы где-нибудь сбоку, но она была бы в одном здании с маяком. На старом фото в рядом стоящем здании имеется котельная, о чём говорит стоящая труба. На здании маяка такой трубы и близко нет. Можно сделать вывод о том, что та котельная, если и имела отношение к электропитанию маяка, то только как резервная система. Так какая же сила приводила тогда в движение роторы генераторов, если они были в здании маяка?
Скорее всего, никакая, и самих генераторов там не было.



Если приглядеться, то на здании маяка снова стоят эфирные конденсаторы, а на самой башне купольная система. И мы вновь имеем дело с выработкой атмосферного электричества. Эфирных конденсаторов как раз два, по числу фонарных систем в маяке, основной и резервный. А сама схема выработки, скорее всего, была полностью аналогична той, которая описана здесь. И маяк повторил ту же судьбу, а именно его верхушка с металлосвязями и куполом была полностью снесена, а взамен неё было выстроено подобие, которое никогда не сможет повторить свойств получения атмосферного электричества. На том месте, где стояли эфирные конденсаторы, выполнена какая-то надстройка. Это говорит о том, что печей в том здании на том месте не стояло. Сама печная труба находится в другом месте, очевидно, её сделали тогда, когда была демонтирована система получения атмосферного электричества. Это ориентировочно первая половина 20 века. (* - опять вспомнилось чьё-то утверждение про происхождение слова беспечный, а именно от слова беЗпечный, как человек, надеящийся на что-то и не строящий печь. А это надеялся на что-то - что? Возвращение прежнего климата или когда снова заработают эфирные конденсаторы? Это так, к слову).
Кстати, взгляните на котельную. На крыше стоит, помимо прочего, какое-то подобие меноры. Судя по современным фото, это здание тоже капитально перестроено.

Вот вам ещё один пример небольших искажений истории и технологий. Что касается американского печатного издания, то вылезает впечатление, что его издали лет на 50 позже, и скорее всего взамен какого-то оригинального труда, естественно, с удалением "ненужных" деталей. Не знаю, как насчёт технического интеллекта американцев, но нарисовать два паровых котла, как они это сделали на планировке здания маяка, нормльному инженеру не возможно. Паровые котлы как минимум всегда делались в автономном помещении, и всегда отдельно от генерирующих электроустановок, по понятным причинам. И скорее всего, в их планировках в оригинальной версии были не паровые котлы, а некие устройства, преобразующие атмосферное электричество в обычное, пригодное для потребления лампами. Возможно, у этого атмосферного электричества были такие энергетические параметры, которые требовали дополнительного преобразования. Может, это были трансформаторы, может, катушки Румкорфа, может, ещё что-нибудь, история умалчивает об этом. Кстати, при тупой набивке текста американского издания в гугл-транслэйт в отношении паровых котлов, изображенных на планировке, дословно в тексте про них упоминалось как "первичные оловянные машины". Можно это списать на несовершенство электронного переводчика, но когда переводил иностранные статьи про иллюминацию, там упоминалось о неких оловянных шаровых фонарях. Эти фонари, если не читали, и были те самые загадочные источники электрического света в иллюминациях 18 века. Совпадение?

Ну а что это, решать вам. Всего доброго.

Дополнение.
Уже после выпуска данной статьи нашёл ещё одну похожую схему расстановки генератора Де Меритенса внутри помещения маяка.



Очевидно, на схеме генератор приводит в движение паровой двигатель, к которому пар поступает из соседнего помещения. Соответственно имеется выход конденсата сквозь помещение, откуда он удаляется самотёком. В случае с Бердянским маяком это не вариант. Во первых, ни на одном старом фото нет каких-либо предметов, похожих на ввод в здание паропроводов. А внутри самого маяка пар не производился, это очевидно. Кроме того, делать паропроводы на такие расстояния ещё не додумывались. Трубы всё таки дорогие, имеется риск замерзания теплоносителя, а под землёй это делать нельзя - фундамент тогда делали на простых камнях. Малейшее смещение, и по зданию пойдут трещины. Во вторых, слив конденсата возможен только тогда, когда здание стоит на высоте, рядом море и климат не допускает отрицательных температур. На данном маяке этого нет. И каких-либо следов утекания конденсата в море самотёком тоже не видно. В третьих, для парового котла такого типа нужен источник пресной воды для подпитки. На косе, где стоит маяк, этого явно нет.
Применение компрессора для получения сжатого воздуха здесь не возможно отчасти по тем же причинам. Да и факт существования в то время промышленных компрессоров лежит под большим сомнением.
Так что выводы напрашиваются сами.

Tags: Атмосферное электричество, маяк, технологии прошлого, электрификация маяков в 19 веке
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments