Научно-познавательный журнал (tech_dancer) wrote,
Научно-познавательный журнал
tech_dancer

Звёзды-крепости. Технология. Часть 1.

Здравствуйте, друзья. Сегодня начнём цикл по звёзды-крепости. Мнений и трудов о их назначении есть очень много, ну и я свои 5 копеек вставлю-).




Итак, имеем множество звёзд-крепостей. Какие-то до н.в. сохранились почти идеально, какие-то можно угадать только по пятнам на карте-спутнике. Во всём мире их множество. Расположены по поверхности земли достаточно хаотично. Ориентация в азимутальной плоскости тоже совершенно не системна. Аналогии нет совершенно. Сгруппировать их можно только по тому признаку, что вид сверху напоминает звезду. Но двух одинаковых звёзд по конфигурации практически нет. Что же их всё таки может объединять? Давайте, прежде чем лезть в науку, проведём небольшую камеральную работу. Наверное, чтобы всё было объективнее, надо начинать не с современных фото, а со старинных планов. На протяжении веков человек мог перестроить эти звёзды так, что главные детали можно не заметить. Итак, поехали. Возьмём один хороший европейский ресурс и надёргаем с него самое интересное. Потому что во-первых, наших ресурсов нет, во-вторых, там не дано понять не видят смысла цензурировать и подрисовывать исторические документы.
Есть старинные планы звёзд-крепостей, нарисованных достаточно подробно и в деталях. К примеру, эти (все кликабельны).





Это города-герои Амьен, Страсбург и Турин. Каждый в настоящее время находится в своей европейской стране и между ними достаточно большие расстояния. Как знаток в области живописи могу сказать, что гравюры делали разные лица. Официально все гравюры выполнены в 18 веке. Если сейчас глянуть на карту-спутник, ничего подобного не увидеть вообще, даже накладывать нет смысла. Разве что отдалённые очертания местами. Единственно, что сразу сбивает с толку - северный полюс на гравюрах совершенно не соответствует современному. Но поскольку на всех трёх гравюрах он в разные стороны, будем считать, что художники рисовали как им удобнее. В сети есть очень много материала, что Италию откапывали от заносов земли в 19 веке, а тут Турин во всей красе. Сейчас на современном плане там даже перепадов высоты от бывших стен звезды нет. Что, землёй эти города всё же завалило в 19 веке? Очень даже может быть. Глядя на планы звёзд-крепостей и современные карты, можно констатировать, что земляной занос прошёлся по западной Европе ничуть не хуже Азии. Зная бережливость европейцев и отсутствие на их западных территориях серьёзных военных действий оружием 20 века, можно сделать вывод, что человек к разрушению звёзд-крепостей там скорее не причастен. Но почему тогда художники в 18 веке рисуют такие подробные планы? Скорее всего, тогда на государственном уровне была поставлена задача технической инвентаризации крепостей. Были назначены специальные люди, которые зарисовали все заслуживающие внимание объекты. И как ни странно, они отразили все детали в полном соответствии, без привирания и художественной аллегории. Так что же объединяет все эти звёзды-крепости?
Первым их объединяет то, что у всех есть звезда в звезде, причём малых размеров. И она имеет высоту как минимум не меньше, чем большая звезда. Зачем? Судя по рисункам, высота вала большой звезды была не менее 5 м. С точки зрения фортификации решение не совсем понятное. Если враг возьмёт большую крепость-звезду, взять после неё малую - вопрос нескольких дней. Если у противника есть взрывчатые вещества, то несколько часов. Достаточно создать дымовую завесу, что вполне легко, проникнуть, и дальше вопрос техники. Какие бы легенды о героизме не слагали, крепости такие брали всегда и во все времена.
Вторым их объединяет то, что везде по периметру идут каналы с водой. Причём и в малых крепостях тоже. И судя по схемам, вода выходит из большой звезды всегда в нескольких местах. Если звёзды подняты над нулевой отметкой на несколько метров, то естественно, вода извне затекать туда не может. Она добывается где-то внутри звёзд. И в каналах она не стоит, а явно стекает. Судя по ширине канала, оборот воды достаточно большой. Такой объём может создать только подземная река, выведенная наверх, или артезианская скважина, а при необходимых объёмах и рассредоточенности в пространстве - несколько скважин. Для чего это всё? Вода нужна обороняющимся, это понятно, но зачем в таком объёме и почему по краям? Для войск, штурмующих крепость, переплыть канал гораздо проще, чем пройти такой же ров без воды. Да и самим защитникам крепости подойти к краям стены через канал достаточно трудно. Кроме того, выход воды в реки совсем не защищен, и он достаточно широк. Если нет шлюзов, то небольшая флотилия врага достаточно легко может зайти в крепость со стороны реки. Как видим, военно-фортификационная версия построения звёзд-крепостей совершенно не выдерживает критики. В том виде, в каком они нарисованы, для ведения военных действий они совершенно не годятся. В связи с этим отметаем фортификационную версию как несостоятельную и в дальнейшем к ней не возвращаемся.
Для чего же вообще были нужны такие грандиозные сооружения? Смотрим ещё один план.



Это крепость Гронинген в Голландии, судя по рисунку, 1652 год. Судя по гербам, это Священная римская империя. С боков схемы зачем-то пририсованы малые звёзды-крепости. Если залезть в гугл, то одноимённые населённые пункты (но не все) находятся возле Гронингена, очевидно, это его сателлиты. Давайте слегка поупражняемся с гиф-мейкером и попробуем понять, что с Гронингеном стало в настоящее время.



Как видно, селевый занос сильно не пощадил эту крепость. Человек не стал её восстанавливать, спрямил каналы и застроил. Да собственно береговая линия балтики тоже сильно изменилась. Бухты на берегу засыпало, не исключено, что и уровень моря тоже изменился. И это за какой-то 19 век (!). Город по сути был припортовым, он стоял не на самом морском берегу, но в его непосредственной близости. Сейчас там этих свойств и близко нет.

Давайте слегка видоизменим задачу и на реконструкцию Гронингена нанесём те самые малые звёзды-крепости, которые нарисованы на полях его схемы и которые ещё можно идентифицировать. Но только с соблюдением их положения в азимутальной плоскости и по отношению к самому Гронингену.



Вот это номера.. Если исключить погрешность тех художников и меня, то явно видно, что малые звёзды расположены не абы как, Один их фронтальных лучей малых звёзд всегда направлен на большую звезду. Иногда он даже выделяется размерами. А с противоположного направления явно просматривается  приделанная к звезде часть. У крепости Буртанж таких частей аж две. Для чего? Сразу же лезет в голову волноводный СВЧ-делитель, он даже форму похожую имеет. Ещё одним открытием является то, что если через все звёзды провести линию, сойдутся они где-то в одной точке центра города Гронинген. А что там может быть? Смотрим список достопримечательностей. Ну вот он, наш искомый объект.



А расположен он где? Если карту повернуть под гиф, то вот примерно там:



Это храм святого Мартина. В электромеханике чудес не бывает, а уж таких и подавно. Слишком много совпадений, чтобы исключить связь храма святого Мартина и малых свёзд-крепостей. И купол у сооружения манерный, почти в стиле хайтек. Если это не новодел, то очень смелое решение для храма. Все каноны нарушает и дождь пропускает. Но продолжим.

Если взглянуть ещё раз на гиф, то видно, что нижний ярус каналов и стен засыпан практически на всех сооружениях. Это значит, селевый поток на этом месте накидал слой земли толщиной 3-4 м. Естественно, крепости откапывать никто не стал. На крепости Буртанж выкопали каналы, скорее для красоты, чем по тому месту, где они шли когда-то. Ну вот так собственно крепости превратились в музейные экспонаты, если они не были окончательно погребены грунтом.

Может быть, случай с Гронингеном единичный и в других случаях нет такой закономерности? Давайте посмотрим на примере города Милан (кликабельно).



Как видно, там тоже на полях указаны города-спутники. Давайте проделаем то же самое, но без гиф-анимации.



Здесь сохранность звёзд-крепостей гораздо хуже. Видимо, селевый поток перешагнул Альпы и от усталости осел здесь. Или он вообще шёл не с севера, а выпал с неба. Крепость Мортара можно угадать с трудом. В Милане и остальных городах угадать крепость не возможно. Но в целом тенденция опять сохраняется. Малые звёзды одним из больших углов направлены на большие крепости-звёзды.

Глянем ещё раз на Страсбург. Наше правило снова срабатывает.



Есть некий объект, который стоит в центре большой звезды. На него сходятся направления не только от малых звёзд внутри большой крепости, но и от малых звёзд, которые удалены. Давайте и здесь посмотрим, что это за объект. Собственно, он один там такой и всемирно известный.



Наверное, дальше нет смысла проверять тенденцию. Факт налицо. Собор каким-то образом в каждом случае участвует в схемах расположения звёзд-крепостей. Сами звёзды-крепости образуют какую-то последовательную цепь. Расположены они не хаотически, как кажется на первый взгляд, а весьма упорядочено. Но к этому мы ещё вернёмся.

Давайте ещё раз вернёмся к Турину, но на этот раз не к схеме звезды-крепости, а к гравюре под ней (кликабельно). Интересные места сразу отмечаем.



Видно, что ров, образованный стенами, заполнен водой, проход в крепость осуществляется через мост. А что за устройства стоят на внутренних стенах рва? Маяки? Но там не путь сообщения между домами. Да и многие стоят на внутренних каменных островках, к которым нет свободного доступа, и на небольшой высоте. Если там стояли фонари, то они светили бы максимум на 10 м. Но масштаб совсем другой.

Посмотрим план города Амьен (кликабельно):



Если приглядеться, там по всему внутреннему периметру в два ряда стоит частокол чего-то. Но явно не деревьев. Отложим пока в памяти этот момент.

Итак, налицо у нас разветвлённая сеть звёзд-крепостей. Есть крупные в виде города, а к ним по какой-то закономерности пристыковываются крепости поменьше. В этих маленьких крепостях, судя по гравюре, нет никаких признаков жилых помещений. И сети эти достаточно разветвлены, например:



Этих звёзд-крепостей столько, что не пересчитать. Больших и малых, причём на территории отдельной европейской провинции. А карта 18 века. Теперь представим, сколько их тогда было в Европе. Угу. Кто и как мог освоить такой объём строительства, на эту тему чуть позже.

Ну Европа - это хорошо, а что у нас? Да собственно у нас в Тартарии ничуть на тот период не хуже.





Это только сейчас всё исчезло совсем. Но если приглядеться, хоть что-то можно увидеть.



В земле что-то зарыто, если она высыхает неравномерно. Очевидно, селевый поток так постарался, что даже ломать ничего не пришлось. Если взяться и откопать, возможно, появится вся в товарном виде, как 200 лет назад.

Единственная крепость-звезда, которая у нас в стране более-менее сохранилась, это Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. Все её видели много раз, наверное уже не интересно.

Итак, друзья, тенденцию мы поняли. Дальше начинаем вникать в науку.

Продолжение следует. Не исчезайте, там будет ещё интереснее.



Tags: звёзды-крепости, технологии прошлого
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments