Научно-познавательный журнал (tech_dancer) wrote,
Научно-познавательный журнал
tech_dancer

Ненанесённый сталинский удар, или от общего к частному. Продолжение.

Начало здесь. Полную версию дополнительно можно прочитать здесь.





И тем не менее, в той же книге указываются проекты вновь запланированных к строительству зданий:







Чувствуете разницу? Если попробовать установить судьбу этих объектов, то окажется, что они либо не построены вообще, либо построены частично (как правило, без верхней части), либо построены, но без всяких архитектурных деталей (возможно, что эти детали снесли после 1954 года). Знатоки московской архитектуры подтвердят, что подобных объектов планировалось к постройке очень много, и по красоте (по крайней мере на бумаге) они ничуть не уступали самым роскошным зданиям Европы. Что же за тектонический сдвиг произошёл в архитектуре в 1938 году?
Можно было бы найти ответ на этот вопрос в журнале "Архитектура СССР" - ежемесячном издании, которое под другим именем живо до сих пор. И в итоге:






М-да... Вот незадача. Ровно с 1938 года до 1954 года все журналы исчезают из свободного доступа. Если принять во внимание, что в этот период (за исключением войны) шли самые громкие успехи в социалистической архитектуре и градостроительстве, то что-то тут не так. Возможно, что в войну журнал не издавался (можно понять). Но в остальные то годы что? Гипотетически определяем, что появление журналов в 1954 году как-то связано со смертью Сталина. А что же тогда было в 1938 году? А было совсем малоизвестное событие. Всего лишь назначение первого секретаря Тбилисского горкома КП(б) Грузии Л.П.Берии вначале в августе на пост первого заместителя народного комиссара НКВД СССР, а в ноябре (см.датировку крайнего имеющегося в архиве журнала за 1938 год) народным комиссаром НКВД СССР. Кто же был этот самый Берия? Если отбросить все перестроечные и постперестроечные информационные потоки про этого персонажа, то окажется, что он всего лишь архитектор по образованию, да и по призванию в общем тоже - всю жизнь он мечтал заняться этим делом. А только ли мечтал? НКВД в то время был суперсильным органом власти, который проникал во все сферы народного хозяйства, и не только в поисках вредителей. Оказывается, всё просто - Берия начинает на новом посту плотно курировать градостроительство, причём не только в Москве, а на всей территории СССР. Чем же он так провинился перед потомками, если не считать репрессий? А может репрессии - всего лишь повод, чтобы скрыть нечто другое, и в архитектуре в частности?
Довелось в юношеском возрасте (конец 80-х годов) пообщаться с пенсионером, которому удалось лично поучаствовать на том, ещё довоенном великом строительстве (не в Москве, но не суть важно). Вот его рассказ.

В то время, когда вся страна была большой стройкой, не хватало ИТР со строительными специальностями. Если кто-то подавал документы в строительный ВУЗ, то от диплома спасала "только смерть". Вне зависимости от успеваемости и посещения, диплом всё равно давали, ну и распределяли после выпуска по всей стране. При любом крупном строящемся объекте (хоть завод, хоть дом, и вне зависимости от географии) всегда находились спецкомендатуры с заключенными в виде практически дармового труда. Комсомольцы (а позже и военнопленные) никогда не составляли большинства списочного состава рабочих. Сидели в спецкомендатурах, как правило, за нетяжкие и неполитические преступления - для этих категорий были другие соответствующие места. И при распределении все студенты стремились попасть по найму "вольными" в эти спецкомендатуры. Во-первых, там были хорошие зарплаты, во-вторых, те, кто туда не попадал по распределению, через несколько лет попадали туда в другом качестве, как правило или за мелкое воровство, или за нарушение ТБ. В те времена срок можно было получить, даже если утащил со стройки несколько кирпичей. Были, конечно, и те, кто воровал вагонами, но легко они не отделывались. В те времена за такое могли и расстрелять. Работали и воровали такие лица, как правило, в национальных окраинах, где власть была очень специфической, и если такие попадались, то скорее всего случайно. В центральной полосе воровать боялись, причём на всех уровнях - от "бугров" до крупных руководителей. И ещё один плюс спецкомендатур - на них всегда было идеальное снабжение и были кадры любых специальностей, даже таких уникальных, как камнерезы или специалисты по лепным потолкам. На "гражданке" и простых кадров не хватало, по этому строили из того что было и кем было.

Как видно, государственная политика в области строительства была поставлена очень хорошо, и вряд ли в этом можно обвинять Берию. Таким образом жила вся страна, от научных организаций до колхозов. И уж точно это не повод удалять из доступа журналы (есть подозрение, что удалили их из свободного доступа ещё в 1954 году, если не прав, поправьте). Значит, секрет фокуса надо искать в другом месте. Неужели всё дело было в тех самых архитектурных излишествах, благодаря которым из-за расточительства все ресурсы расходовались не рационально? Наверное, не надо быть экспертом, чтобы понять, что это совсем не так. В связи с тем, что использовался практически дармовый труд и вполне распространённые стройматериалы, добываемые таким же трудом и в цены на которые не закладывались разного рода откаты, за счёт такой архитектуры сильной расточительности явно не наблюдалось. Да и смело можно утверждать, что последователи Сталина вплоть до заката СССР не обеспечили жильём даже половину нуждающихся, при всех факторах экономии и введения упрощённых типовых проектов. Снова несостоятельная версия. Смотрим следующую.




Это вновь выстроенное здание кинотеатра "Ударник" в Волгограде (Сталинграде), начало 50-х годов. Здание выстроено в строгих канонах классицизма. Кстати, клонов такого здания было построено очень много по всему СССР - проект был типовой. Что за символы изображены на его фасаде? Кто-то думает, что это всего лишь украшение, но это не совсем так.



Это здание обычной водоразборной колонки, выстроенной в районе 1860-х годов, ещё при царской власти. В храм оно было превращено уже в начале 90-х годов следующего века, а до этого было простым унитарным зданием. Как ни странно, символ на нём почти один и тот же. Вроде бы маленькая ничего не говорящая деталь, только вот второе здание  строили под руководством и финансированием лиц, официально причисляющих себя к масонам. А у них ни одного символа на зданиях не делали просто так. И данный символ что-то обозначал, могу только предполагать, что в этом случае указано количество вертикальных металлосвязей-колонн, которые скрыты или частично скрыты в кладке. Никакого символизма и эстетики тут нет и не было. Обычная маркировка каких-то технических характеристик зданий. Так-с... лёд тронулся. Почему-то сразу вспоминаются стишки:

Вот кладет кирпич строитель

Мастерком да с матерком...

Лишнего не говорите –

Он, конечно же, масон!

Композитор Мендельсон

Был известнейший масон.

С пеной врал тот поц у рта

Что отравит Моцарта.

У марфушиного ложа

Очередь заранее:

То пришла масонов ложа

К ней на партсобрание.

Почему же ни Сталин, ни народ так не любили масонов? Видимо, были на то причины. О "любви" первого можно почерпнуть много информации из той же партийной прессы того времени, и не только партийной. Борьба с "жидомасонством" тогда была одним из приоритетных направлений, и множество знаковых уголовных дел того времени были связаны именно с этим. Но откуда возникло такое определение?
Масонское движение возникло задолго до появления на свет самого Сталина, и было ни чем иным, как обычным клубом по интересам обычных каменщиков. Таких клубов по интересам было в те времена много - иезуиты, тамплиеры и иже с ними, вот только все они кроме масонов как-то растворились в истории. Даже на гербах масонов изображены обычные строительные инструменты. Никакой мистики. Чем же обязаны масоны своему историческому долголетию? Да в общем ничем, кроме самой малости - они знали технические секреты зданий и сооружений, благодаря которым могли делать не просто обычные дома, а комплексы, обеспеченные автономными энергоносителями, а приложений к их применению была масса - от храмов до тех же источников водоснабжения. И видимо, в какой-то исторический период мировой финансовый капитал, осознав стратегическую ценность этих знаний, выкупил этот клуб по интересам для использования в своих целях, став своего рода патентообладателем знаний масонов. И в какие-то исторические периоды эти знания развивались и широко использовались, а в какие-то наоборот искусственно скрывались, а продукты этих знаний разрушались. Скрыть достаточно просто - объявить технических специалистов мошенниками (фармазонами), а всю их теорию - лженаукой. Всё зависело от ситуативной коньюнктуры. Пазлы встают на свои места.
Современные масоны не скрывают, что в России всех времён у них были свои адепты. В многочисленных источниках изложено, что масонами были и всё тот же М.И.Кутузов, и декабристы, и даже все революционеры от Троцкого и далее, которые осуществили переворот 1917 года в России (вроде как кроме Сталина, но тут история умалчивает). Есть такие в современной России и сейчас. Но пардон, какие из них каменщики или даже архитекторы? Собственно, вывод прост - масонское движение есть сложная общность, глубоко структурированная, с многочисленными уровнями и  подразделениями, каждое из которых имеет свою специализацию и своё назначение. А наблюдаем мы только фасад этого сложного коллектива. Если данную статью читает кто-либо из лиц, причисляющих себя к масонам (допускаю такую мысль где-то очень глубоко), прокомментируйте этот абзац плз.
Собственно, вот она перед вами и есть, та самая сила N. Наверняка у неё есть и техническое подразделение, в котором сосредоточены все старинные познания. А где это всё расположено - сложно сказать. Может, в Ватикане, может, в Лондоне, может, ещё где-нибудь. Но скорее всего, всё чётко рассредоточено по всему миру, с необходимыми мерами безопасности. Народ ведь там не глупый (да и не бедный).
Но вернёмся к Сталину и его архитектуре. Допустим, если он так ненавидел масонов, почему вдруг на зданиях появляется их символика? Как ни странно, появляется не только символика. Для дальнейшего понимания надо погрузиться в историю создания флагманов сталинской архитектуры - знаменитых московских высоток. Очень замечательный материал по малоизвестной стороне этого процесса изложен
здесь. Не знаком с автором, но огромная ему благодарность. Для лучшего понимания приведу цитаты из его труда.

Свою роль в установлении завесы секретности сыграло следующее обстоятельство. В начале 1949 года в Советском Союзе были проведены первые успешные испытания атомной бомбы, интенсивная работа над созданием которой велась уже несколько лет. Куратором советского атомного проекта являлся Берия. Он же курировал строительство высотных домов в Москве. Проектными решениями высотные здания  задумывались в качестве сугубо гражданских сооружений. Однако по распоряжению Берии здания в экстренном порядке были  дооборудованы недокументированной инфраструктурой, достоверные данные о которой никогда еще так же не были опубликованы. Таким образом в авральном порядке оказались пересмотрены функции значительного количества помещений, использовать которые было возможно для других целей. Это позволило быстро и экономично решить ряд стоявших перед командованием страны задач стратегического плана, и на тот момент времени эти решения вполне себя оправдали. На мой взгляд, в некотором отношении они и сегодня представляются выдающимися. С другой стороны очевидно по этим конъюнктурным соображениям в ряде высотных домов не была реализована запроектированная система приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, которая позволяла бы производить очистку приточного воздуха и осуществлять воздухообмен в квартирах независимо от погодных условий.

Что имеется в виду? Уж не система ли автономного энергоснабжения домов за счёт атмосферного энергоресурса в случае военных действий? Очевидно, прошедшая война дала очень хороший урок по обеспечению жизнедеятельности объектов инфраструктуры в экстремальных условиях.

Согласно первоначальным проектам, которые были опубликованы летом 1949 года, большинство зданий не имели шпилей. На вершине МГУ предполагалось установить статую, плоскую крышу имело здание на Смоленской площади, дом на Площади Восстания заканчивался цилиндрическим восьмигранником, башня здания на Красных Воротах тоже не имела остроконечного завершения. Здесь уместно упомянуть легенду, суть которой сводится к тому, как Сталин, проезжая мимо высотки на Смоленской (она была построена раньше остальных) выругался и велел добавить шпиль. Указание было выполнено, для чего пришлось вносить изменение в планировку пяти верхних этажей. Внимательные наблюдатели отмечают, что здание на Смоленской площади является единственным, где на шпиле отсутствует звезда. Объяснений тому может быть несколько. Для облегчения нагрузки на каркас здания шпиль изготовили из нержавейки, а звезда, выполненная из того же материала, могла иметь очень внушительную массу. При этом нельзя было затягивать со сроками и допустить серьезного перерасхода сметы. Но самое главное в том, что не существует свидетельств того, что строителям было велено устанавливать звезду. Здание на Смоленской площади трудно сравнить с каким-либо другим по количеству инженерных и технических решений, впервые примененных на его строительстве. Апробации требовали и архитектурные новшества. Когда стало ясно, что остроконечный шпиль терялся в синеве неба, последовало распоряжение акцентировать верхушки остальных зданий каким-либо декоративным элементом. В средние века для этой цели на башнях использовались флюгера в виде различных фигур, в Ленинграде шпиль адмиралтейства украшает золотой парусник. В Москве это могли быть звезды. Так они и появились, сначала просто добавленные на эскизах, а потом воплощенные архитекторами и инженерами в виде великолепных символов. Шпили остальных высотных домов так же выполнены из стальных листов, однако на них имеется облицовка. Шпили некоторых домов (например МГУ и дом на Площади Восстания) дополнительно украшены стеклом с напылением желтого металла.

После смерти Сталина архитектор Минкус (для которого указание поставить шпиль было личной трагедией) написал письмо Хрущеву с просьбой демонтировать злополучный шпиль. На это генсек дал отрицательный ответ, сказав что "пусть шпиль останется памятником глупости Сталина". Эта история кажется очень странной, потому что шпиль является выразительным украшением здания, а просьба Минкуса была явно последействием его ущемленного авторского самолюбия. Сегодня внимательный наблюдатель непременно заметит что верхние этажи, облицованные керамикой, и шпиль из крашеной нержавейки отличаются по цвету.

Действительно, для чего вдруг потребовалось аврально проектировать шпили? Элемент это совсем не нужный, и с точки зрения идеологии даже враждебный.

Почти никто теперь не помнит о том, что Московские высотки, практически впервые в СССР, строились каркасным способом. В этом была доля риска, без которого не обходится ни один эксперимент. О том, насколько он удался, судят сегодня жители этих домов. Идея каркасного строительства состояла в том, что надземная часть здания монтировалась из стального каркаса, элементы которого сваривались или реже скреплялись болтами.

Отдельные элементы каркаса армировались бетоном. Делалось это не только из необходимости усиления жесткости, но и из соображений защиты каркаса. Во время возведения Главного здания МГУ даже имел место конфликт пожарного надзора со строителями, которые категорически отказались взять в бетонные футляры все металлические элементы. Проект такой обетонки металлоконструкций был даже составлен, причем естественно, что бетон не учитывался в статических расчетах армокаркаса и резко утяжелял здание.

Действительно, для чего в зданиях такой каркас? Его можно даже увидеть на фото.


Для чего нужны такие продольные армирующие элементы, да ещё и с таким шагом? Они не несут никакой полезной нагрузки. Но всё становится понятным, если сравнить этот процесс со строительством здания Бразильской национальной библиотеки. Ох и хитёр был товарищ Берия. Он подготовил эти дома на случай бомбового удара по объектам внешнего энергоснабжения к автономному атмосферному энергоснабжению. Ни много, ни мало.





Посмотрите на внутренний вид сталинских высоток и сравните со старинным храмом или замком. Абсолютно никаких отличий. Можете посмотреть на фото верхней части (их сейчас очень много в свободном доступе), там тоже налицо обычная конструкция из нескольких каскадов ваз для непонятного вещества, только эти вазы скорее декоративные и к настоящим не имеют никакого отношения. Не удивительно, что их оставили, глупо было бы это всё сносить, проще заменить или стилизовать под декор.
Таким образом, мы получаем, что эти дома в случае военных действий адаптированы на автономное энергоснабжение из воздуха. А в таких домах находились не только квартиры, это были практически все центральные государственные органы. Более того, такие системы проектировались и в общественных зданиях, и даже в метро (как бомбоубежищах) - хотя, метро, по всем параметрам, это история для отдельного рассказа. Ходят слухи, что в местах эвакуации высших органов власти где-то в Поволжье-Урале, выстроенных опять же при Сталине, все эти системы действуют до сих пор.
В то же время не соглашусь с автором, на которого ссылаюсь выше, о том, что на московских высотках впервые в СССР была применена каркасная технология строительства домов.



На фото жилой дом постройки 1947 года, при строительстве секретного завода в глухой провинции. Верхняя часть дома представляет обычную типовую конструкцию русского храма со сводами, барабаном и шпилем (разве что купола нет). Это при всей борьбе с религией. И весь дом состоит из такого же металлического каркаса, как и высотки в Москве (проверено). Наверное, в каждом крупном городе бывшего СССР имеются такие дома, так что одной Москвой идеи Берии вряд ли ограничивались. Что поделать, такой была политика Сталина. Даже станки, закручивающие папиросы "Беломор", могли путём несложной доработки начать вальцевать патроны калибра 7,62 (в начале 90-х этот калибр благополучно сгинул, как думаете, случайно?).

Таким образом, мы приходим к тому, что Берия целенаправленно взял на вооружение идеи и секреты масонов, и понёс их в социалистические массы. Даже некоторые символы маркировки технических секретов зданий сохранил. Ничего не поделать, он обучался архитектуре ещё в то время, когда эти секреты ещё не успели упрятать. Получается, он взял без спроса чужое ноу-хау, причём страшной силы, и начал это направление активно развивать. И видимо, это хорошо понимал Сталин. Разработками Берии он крепко держал за мошонку весь буржуазный мир. При необходимости он мог нанести такой свой одиннадцатый безъядерный удар, что нефтяная экономика приказала бы долго жить за считанные годы. Несколько предприятий на территории СССР по производству бесплатных энергоносителей не только бы приблизили коммунизм, но и разрушили всю основу для нефтяной экономики, или её скрепы, если хотите. Берия, кроме разработок ядерной бомбы, наверняка курировал разработку и таких "бомб", в каких-нибудь "шарашках" (как по Солженицыну), но мы уже об этом не узнаем. Случилось то, что должно было случиться в "искусстве возможного", а именно в соревновании этих возможностей двух систем. Цена вопроса для буржуазного мира была слишком большой, если он смог осуществить такую задачу. Берию расстреляли в собственном доме без следствия и суда, что даже для того времени выглядело беспределом. Зачистка всего остального под видом "культа личности" прошла не менее оперативно, причём изымались из оборота, как мы видим, даже научно-популярные журналы. И в итоге мы сейчас имеем то, что имеем.

Я не берусь давать оценку Сталину, Берии и тем, кто пришёл им на смену (господь им всем судья). Можно констатировать только одно - никто в отечественной истории, кроме Сталина, не додумался так показать всему миру грозный кулак. Ну а мы будем продолжать восхищаться видами сталинской архитектуры.

До новых встреч.

П.С. Читая сводки новостей, сижу и думаю, догадается ли кто-то из правителей хотя бы показать возможность такого удара, как фигу из кармана? Впрочем, о чём это я...

П.П.С. Читая отклики читателей на эту статью в сообщениях, начинаю чувствовать себя открывателем Америки. Очень странно, потому как картина развития мира за ближние 200 лет, изложенная выше, лично для меня настолько уже очевидна, что наверняка не я один произвёл такую реконструкцию событий. Удивляюсь, что это г... ещё не вывалил какой-нибудь HaBaлbный, по крайней мере было бы намного интереснее смотреть его агитационные материалы.



Tags: атмосферное электричество, технологии прошлого
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments