Научно-познавательный журнал (tech_dancer) wrote,
Научно-познавательный журнал
tech_dancer

Девелоперам. Не хватает электрической мощности для новостроек? Тогда вам в прошлое!

Здравствуйте, друзья. Это совсем не шутки, и это прошлое чуть больше ста лет назад. Не верите?




Перед вами национальная библиотека Бразилии в городе Рио-Де-Жанейро, её фонд самый большой в Южной Америке и один из самых больших в мире. Согласно официальной справки, своё начало библиотека берет в 1810 году, когда Португальская верхушка  из-за войн была эвакуирована с европейского материка в Бразилию, когда это в общем было одно и то же государство. В последствии правящее сословие вернулось, но библиотечный фонд так и остался в Бразилии. В период 1905-1910 г. для библиотеки на госсредства было выстроено здание, которое представлено на фото. Оно с незначительными изменениями используется под библиотеку до сих пор. Обычное здание в стиле неоклассицизма, каких, надо отметить, много на всех континентах. Собственно, в этой же библиотеке хранились два альбома, один из которых содержал фото периода строительства здания данной библиотеки, другой, как сейчас говорят, фото ввода в эксплуатацию. И при их сверке обнаруживаются некоторые странности.





Как видим, фотофиксация стройки велась явно не за день, между этими этапами работ прошёл не один месяц, если учитывать, что башенных кранов тогда не было. Размах стройки поражает. Одного металла израсходованы сотни тонн. Возможно ли сейчас выстроить такой дом где-нибудь в Москве? Наверное, да, но стоимость его, наверное, приблизится к стоимости зданий из Москва-Сити. Почему же тогда такая страна третьего мира, как Португалия, в то время могла себе позволить профинансировать такое строительство из бюджета? Наверное, это из разряда загадок для начинающего экономиста (* - одну из таких загадок мне загадали на Дальнем Востоке. С одной и той же делянки в лесу на территории РФ  совершенно легально заготавливают лес два юр.лица, одно из них российское, другое китайское. Российское везет лес на переработку на российское же предприятие, занимающееся изготовлением обычной офисной бумаги. Китайское делает то же самое, но на своё предприятие в Китае, с таможенной процедурой. Бумага с российского предприятия стоит N рублей, причём завод работает на грани рентабельности. Китай ввозит бумагу на продажу в РФ с другой таможенной процедурой, и его бумага стоит при прочих равных 0,5-0,7 N, с доходностью всё нормально. Почему так?). Ну и предвосхищу спорщиков о истории Санкт-Петербурга. Наверняка подобные дома могли выстроить и там и в то же время. Производство металлопроката в России на промышленный уровень вышло во второй половине 19 века. Ну и если дом выстроен из кирпича с таким вот металлическим каркасом, то он имеет все шансы быть датирован 19 веком. Если же вместо кирпича ипользуются каменные блоки, да ещё и с арматурой внутри (бывает и такое), то датировать такое строительство надо тем периодом, когда ещё умели делать этот прокат. По историческим материалам, в Петровскую эпоху его делать не умели точно. Получается, в истории был временной интервал протяженностью ?-19 век, когда производство металлопроката вдруг исчезло, причём во всём мире. Возобновлено оно было только во второй половине 19 века, когда вместо примитивных кузнечных изделий начали делать прокат в промышленном объёме. Технологии геополимерного бетона исчезли в то же время, но в промышленном масштабе они не восстановлены до сих пор. К этому мы ещё вернёмся, а сейчас давайте ещё посмотрим на процесс строительства библиотеки.



Зачем кирпичную кладку надо было армировать таким каркасом?



Очевидно, это вид купола крыши заднего флигеля. Обычная пространственно-стержневая конструкция, все соединения на клёпках или болтах. Сварные соединения в то время, видимо, не практиковались или были малораспространены.



Это та же деталь здания, но с другого ракурса. Каркас везде достаточно мощный.



В составе здания имеются своды, выполняемые обычным способом. Металлический каркас (справа) идёт в кладке практически везде.



Заливка половых перекрытий производится по обычной технологии, широко применяемой и сейчас. Для экономии бетона часть пространства заставляют специальной арочной опалубкой.



Сверху над полученным залитым перекрытием делают стяжку с металлической сеткой. Ничего нового, технология сквозь года не изменилась.



Это, очевидно, один из флигелей. Карниз на полукруглой детали угла также делают из бетона или раствора по каркасу. При этом видно очень странные трубы, выходящие из кладки. Что это, вентиляция?



Фундамент здания выполнен на обычных тёсаных камнях, как всегда делали в то время. Камни явно не заливали по месту, т.к. видно, что в дверном проёме их даже не успели спилить.



Все болтовые соединения выполнены скрупулёзно, нигде нет отсутствующих болтов или несовпадающих отверстий (дорабатывать по месту такую толщину металла в то время было практически невозможно). И фотограф такую подробность зафиксировал, и таких снимков достаточно много (наверное, все публиковать нет смысла).
В результате на выходе строительного процесса получилась такая вот красота:




Во дворе здания библиотеки нет никаких вспомогательных сооружений для инженерных сетей. Почему? Не будем забегать вперед.
Из 44 фото подробнейшим образом описано всё, разве что нет фото нулевого цикла. Жаль, конечно, но и из того, что есть, материала для размышлений много. И всё равно, что-то в альбоме с фото строительства не так.



В альбоме есть подробнейшие фото вязки каркаса здания, кирпичной кладки, заливки потолочных перекрытий. Даже фото уже оштукатуренного четвёртого этажа есть. Но почему то совершенно нет фото оштукатуривания этого самого четвёртого этажа хотя бы наполовину, хотя явно, что этот процесс шёл не один день. Но и это не все загадки.



Как видим, при полной строительной готовности четвертого этажа почему-то не завершена кирпичная кладка вверху крыльца. Даже лепнина карниза уже сделана и висит в воздухе. Может, неудачный ракурс фото?



Это задний флигель здания, в котором нет четвёртого этажа. И там та же картина. По неизвестной причине кладку на этом месте не делают, несмотря на то, что сверху она уже есть. И отчётиво видно металлический каркас здания, который в этом месте усилен раскосами. Для чего это всё? Вывод только один - в этом месте замуровывали нечто, что надо было закладывать уже после строительной готовности здания. А что это было? Едем дальше.
Как ни странно, но в том же альбоме совершенно нет ни одного фото внутренней отделки помещений. Ни одного. Более того, при всём богатстве библиотечного фонда вы не найдёте в нём ни одного фото внутренней отделки любых зданий подобного рода вообще. Аналогично можно сказать про все остальные крупнейшие мировые цифровые библиотеки. Какую тайну хранят отделочные работы зданий неоклассицизма? Наверное, надо взглянуть на эту отделку, хотя бы на примере той же бразильской библиотеки.

.





Впечатляет. Судя по тому, какой был каркас вначале, однозначно напрашивается вывод, что все колонны сначала выточить, а затем надеть на него не могли, что очевидно. Получается, что мрамор или гранит, который видно даже на фото, искусственный, и залит по месту? Да, это и есть тот самый геополимерный бетон, технология которого была известна, оказывается, ещё в 1910 году. На одной из фото просматриваются искусственные своды. Учитывая, что каркасов арочной формы не делали, скорее всего в сводах имеется своя арматура и выполнены эти своды также из геополимерного бетона. И более того, внешняя отделка стен четвёртого этажа выполнена также из геополимерного бетона. Кому-то потребовалось эту технологию засекретить, именно по этому нигде нет фото по производству этих работ. Но это ещё не всё.
Приглядитесь, какое изобилие в каждом помещении светильников различной формы и исполнения. Тот факт, что все они электрические, сомнений не вызывает. На многих видно электрические лампочки, да и использование газа в подобных помещениях не безопасно. И можете себе представить, сколько кВА эти светильники могли бы потреблять в режиме пика? Лично мне сложно, но в этом случае при здании должна быть внушительных размеров КТП, либо дизельная с соответствующими габаритами. Но, как видели выше, никаких вспомогательных сооружений во дворе библиотеки нет. И более того, нигде не видно распределительных коробок, сопутствующих электропроводке, и самой наружной проводки. Без них делать сети электроснабжения в крупных зданиях того времени со сложными сетями было просто невозможно. Электрические провода того времени имели бумажную изоляцию и были очень ненадежны, по этому любое их размещение делали только снаружи, обеспечивая этим визуальное наблюдение, ремонтопригодность и пожарную безопасность. А где же элементы коммутации (выключатели) ?



Как видим, на колоннах имеется какое-то подобие "ползунков", замыкающих цепь движением вверх-вниз. Но внутри колонн есть только металлический каркас, который мы прекрасно рассмотрели на предыдущих фото. Получается, что этот ползунок просто соединяет цепь из группы ламп с каркасом здания? Другого тут быть не может. Ну и как минимум, все колонны всё же не выточены где-то там в гранильной мастерской, а всё же залиты по месту, сомнений нет никаких. К тому же, своды тут также залиты из того же материала, что на порядок сложнее заливки колонн. Итого, мы имеем группу электрических ламп, соединенных между собой металлосвязью. Данная металлосвязь электрически изолирована от каркаса здания, и соединяется с ним таким вот выключателем. И скрыта эта металлосвязь в слое геополимерного бетона. И мы имеем обычную классическую однопроводную цепь питания ламп освещения. Но как мы знаем, такая схема возможна только в том случае, если на каркас здания закреплены вазы со специальным веществом, а в нашем случае этих ваз не просматривается никак, даже на старых фото. Так в чём же секрет? Возвращаемся к строительству.





Как мы помним, эти места у нас почему-то остались недостроены почти при полной готовности всего остального. Что же хотели замуровать в эти места? Ну конечно же, те самые вазы. По какой-то причине архитектор не захотел выставлять их наружу, и применил внутреннюю установку. Тогда получаем, что нижний каркас ваз у нас был расположен как-то на таком уровне:



Что-то наподобие этого было когда-то описано здесь. Стоп. А что это за круглые отверстия, которые расположены в здании на данной высотной отметке? На верхних фото видно, что в них вставлены керамические (или геополимерные?) солнцеобразные рамы, по всей видимости без стекол. А что эти оконные проёмы представляют из себя сблизи?




Как видим, это абсолютно не нужные с точки зрения освещенности окна. Для чего же они были нужны? По иронии судьбы в другом альбоме оказалось фото именно того самого угла, который мы видим на нижнем фото, но только после отделки.



Как видим, наши три окна заделаны панелями, которые участвуют в оформлении того участка стены, где окон нет вообще. И нет никаких признаков того, что эти панели были легкосъёмны, чтобы обеспечить лёгкий доступ в эти окна. Так что версия с предназначением этих окон для освещения и даже вентиляции отпадает полностью. Что же это были за окна? Собственно, всё встаёт на свои места, если эти окна, а точнее ниши к ним, были ни чем иным, как скрытые места хранения контейнеров с веществом tain, или в простонародии называемых тайницами или тайниками. С системой подобного электроосвещения видимо было не всё так просто. После строительной готовности здания эту систему освещения регулировали, размещая нужное количество вещества tain над крыльцом и в углах. И после этого дополнительно размещали нужное количество вещества в этих строенных нишах, либо в одной из трёх, либо в двух, либо в трёх сразу по итогам настройки, и заделывали. Секрет оказался прост. Но это был только второй ярус. А где же был первый? Посмотрим ещё раз на здание.



И попробуем найти фото строительства каркаса в том месте.




Мы также наблюдаем, что под куполом на каркасе имеется участок, таким же образом усиленный укосинами, как и в аналогичных местах на углах здания.



И почему-то этот участок также не завершен кладкой, хотя уже начались кровельные работы.



И явно просматривается, что в этом месте между сводом и потолком есть некое пространство, где может свободно перемещаться человек. И наружи в этом месте на купол надеты явно металлические детали, что говорит о том, что за ними какая-то ниша:



Аналогичная ситуация была и на двух крышах боковых флигелей.




Обведенная часть крыши в значительной степени скрыта внутри фальшпотолком.



Пространство для размещения контейнеров с tain там тоже было. И получаем, что первых каскадов у нас было три, либо, если вообще судить по высотным отметкам, первый был над центральным куполом, два над боковыми флигелями, и третий был по всему периметру над третьим этажом, причём там он был рассредоточен. И такая система обеспечивала освещение такого огромного здания (и забора с фонарями возле него), причём бесплатно, без издержек при выделении заявленной мощности и без заморочек с энергонадзором и прочими инстанциями. Всё обеспечивало атмосферное электричество, которое при желании и умении может обеспечить любыми мощностями. Но какой-то силе вдруг понадобилось такое техническое решение похоронить, причём в масштабах всего мира. Не пора ли воскрешать?

Впрочем, данная инженерная сеть обеспечивала не только освещение. Имелись некие устройства, которые преобразовывали энергию атмосферного электричества в пар, который в свою очередь преобразовывал его в обычное трёхфазное электричество. Машины, которые преобразовывали электричество в пар, в то время были очень широко распространены, одна наша нижегородская выставка их демонстрировала десятками (те самые церквушки). Как вы уже догадались, сейчас эти машины тоже поголовно засекречены, и фото их не найти почти совсем, даже в бразильской библиотеке с относительно халатной цензурой. Но тем не менее, и в бразильской библиотеке такие машины были, и они обеспечивали работу компрессора, который обслуживал прессы и переплётные машины. Как вы поняли, здесь участвовала та же купольная система и те же ярусы ваз.




Как видим, в переплётный зал из подвала идёт трансмиссия. Её обеспечивает какое-то устройство, похожее на мотор, но не совсем понятно, на какой тяге.




А это переплётное оборудование в подвале библиотеки, очевидно работающее на пневматике. Все сети выполнены в наружном исполнении, хотя это не совсем эстетично.



А это тот самый компрессор, который создаёт давление воздуха для работы переплётных станков. А слева какой-то непонятный прибор. Судя по виду, это нагнетатель воздуха для вентиляции, но работает он на электрическом двигателе. Но все устройства, которые вырабаывают электричество из пара, как ни странно, за кадром. Сейчас их уже наверное в той библиотеке и физически нет.

До новых встреч.

П.С. Подозреваю, что здесь весь четвёртый этах выполнен из геополимерного бетона, как-то странно идут фото от голого его каркаса сразу к готовому оштукатуренному его виду, причём с лепниной и балясинами. Но ответить на этот вопрос возможно только побывав там, что не каждому под силу.


Tags: Атмосферное электричество, технологии прошлого
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments