Научно-познавательный журнал (tech_dancer) wrote,
Научно-познавательный журнал
tech_dancer

Опять по шпалам.

Здравствуйте, друзья. Начинаю тематическую подборку исторической физики по строительству железных дорог в России.




Тема эта очень интересна, как впрочем любая промышленная тема 19 века. Про железные дороги в Российской Империи даже стихи складывали о том, какой там был тяжелый труд. Труд там был действительно тяжелый, при таких объёмах работ степень механизации труда была крайне низкой.



На фото строительство Амурской железной дороги на 568 версте в1911 году. Насыпь на заднем плане выполнена вручную, а это колоссальный объём работ. И видно избы, которые засыпал селевый поток, который, по всей видимости, был совсем недавно. В таких избах и жили строители. Условия, сами понимаете, тяжелейшие. Но в итоге страна получила пути сообщения, давшие мощный толчок её развитию. Эти пути сообщения были совсем не такие, как сейчас, но на то время это было величайшее достижение техники. Ну и как говорят историки, российское развитие железных дорог как всегда отставало от европейского. Это не удивительно - расстояния совсем не те и другая специфика государственного устройства. А какими были те самые первые пути сообщения? Из технических решений, используемых тогда, сейчас остались разве что путевое и вагонное хозяйство, и то не без изменений. Принципиально изменились с точностью до наоборот тяговая часть (ТЧ), шифровальная часть (ШЧ), энергоснабжающая часть (ЭЧ) и другие службы (железнодорожники поймут, что это за аббревиатуры). А всегда ли эти изменения двигал технический прогресс? Давайте посмотрим, и начнём с малого - с систем водоснабжения паровозов.



Как известно, вода паровозу нужна так же, как и топливо. Без неё не будет работать паровой котёл. И естественно, что при каждой крупной станции имелся пункт по заправке тепловозов водой, как например на фото. Вода для такого пункта добывалась в общем по стандартной схеме водозабор-подъёмное устройство-накопительное устройство-устройство раздачи. Сохранилось много старых фото этих узлов. Например, фото не сохранившегося водоподъёмного здания станции Обь Средне-Сибирской ж/д (ныне в том виде не существующей, теперь это Новосибирск-Главный), официальное издание фотоальбома "Великий путь" от 1899 года.



Фото как фото, если бы не одно НО, а именно такое же фото, например как здесь.



Очевидно, это одно и то же фото, только на верхнем из трубы подрисован дым. Зачем? Но если приглядеться к нижнему фото, видно, что дыма нет вообще. Из опыта работы с такими фото уже определенно могу сказать, что если ретушер подрисовал какую-то деталь к другой существующей детали на фото, то в этой существующей детали и надо искать подвох. А где он тут может быть? Как ни странно, есть ещё одно фото этого места, причём сделанное явно не в один и тот же день с предыдущим:



И опять что-то подрисовано возле верха трубы. Зачем ретушёру так сильно понадобилось уделять внимание этой части трубы, а именно искуственно показывать наличие выходящего дыма? Если рассуждать по восточному от противного, то дыма тут не было вообще и быть не могло. А как же вода для тепловозов? Она нужна вне зависимости от сезона, и зимой, и летом. А в случае примера со станцией Обь объём потребляемой воды был значительным, и даже на пути от этого водоподъёмного здания до водосборника стояли промежуточные водоподъёмные станции, которые ещё местами сохранились в том районе Новосибирска.



Сложно сейчас сказать, каким образом эта система выглядела географически. Станция Обь реконструирована практически полностью, графических материалов о её первоначальном виде в свободном доступе нет. А для чего же всё-таки понадобилось подрисовывать дым? Тем более что попалось ещё одно интересное фото.



Это вид на водоподъёмное здание Виолиема станции Вильно Варшавской ж/д в 1911 году. На фото чётко видно, что труба заделана металлическим кожухом и даже дым пририсовывать не стали. А для чего трубу понадобилось так заделать? Скорее всего, это не консервация для вывода из эксплуатации, других систем водоподъёма там просто не было. Получается, труба ли это вообще? Кстати, сохранилось очень много старых фото подобных сооружений из разных географических мест.



Это станция Луга Варшавской ж/д в 1911 году.



Это станция Камала Сибирской ж/д в 1910 году.

.

Это станция Дарг-Кох Ростово-Владикавказской ж/д в 1913 году.

Как видим, везде одно и то же - дыма из труб не выходит, скоб для поднятия кочегара на трубу нет. Вроде на первый взгляд странно, но всё станет ясно, ели эти трубы являются ни чем иным, как конструкцией, описанной здесь. Как вы поняли, никаких таких конструкций до настоящего времени не сохранилось нигде. В сети имеется много типовых чертежей водоподъёмных зданий. Может, что-то интересное есть там? К примеру, вот такой чертеж, только сложно понять, рабочий или исполнительный.



Почему-то не указана техника в здании, но не суть важно, возможно, акцент делали на самом здании. Специалист сразу же заметит некоторые несоответствия логике. Во-первых, дымоход топки при относительно невысокой трубе зачем-то идёт горизонтальным участком ниже нулевой отметки. При отсутствии дымососа тяга таких печей оставит желать лучшего. Подобные конструкции применяют в основном в ретортных печах, где делают древесный уголь, и то не во всех. Ну или в коптильнях холодного копчения, если кто видел. Во-вторых, как-то странно расположено помещение паровых котлов (слева) и насосного оборудования (в центре). При организации трансмиссии по логике вещей насосы должны стоять в параллельной линии к котлам, а не перпендикулярно, для упрощения конструкций шкивов. Здесь же всё наоборот. Указано три места под котлы и три под насосы. Может быть, в таком количестве они и использовались, если бы не другой чертёж.



Как ни странно, именно в газовых заводах и используются ретортные печи, а само водоподъёмное здание, хоть и без трубы, выглядит совсем по иному. Очевидно, в первом чертеже инженер (или не совсем инженер) просто адаптировал в водоподъёмное здание чертёж газового завода. Там действительно всё просто, три печи и никакой трансмиссии. В пользу этого вывода есть ещё один найденный чертёж.



Специалисты по котлам, посмотрите и удивитесь. Что это за хрень нарисована вместо котлов, так, что в трубе есть вкладыш с обязательным зазором от материала трубы? Но труба нарисована по всем правилам, горизонтальная часть дымохода находится на нужном уровне. И никакой трансмиссии от "котлов" до насосов, причём не то что трансмиссии, а даже шкивы условно не прорисованы. Насосы указаны вполне реалистично, но что за цилиндрические детали стоят на них? Оччень странно. В приёмном колодце на концах вводных труб стоят какие-то похожие элементы, но скорее всего это просто фильтры. В подобной схеме вторые насосы не нужны, хотя тут тоже всё зависит от расстояния между колодцем и зданием, а также диаметра подводящей трубы. Как вы уже поняли, ничего подобного в Херсоне не стоит уже давно, даже зданий нет.

Ну собственно, на этом констатация чертежей закончилась, и начались предположения. То, что это не паровой котел, лично мне уже ясно (просьба, если я заблуждаюсь, возразите). А скорее всего, это слегка видоизменённый камин. Если точнее, то вкладыш в трубе выполняет ту самую функцию сбора атмосферного электричества, которое направляется в большой цилиндрический предмет на месте котла. В нём происходит какое-то преобразование энергии, в результате чего выделяется тепло, которое в виде нагретого воздуха удаляется через трубу. На одном из фото на трубе есть сетка, что говорит о том, что выходящий из неё газ не имеет примесей. Но это тепло - обычные потери за счёт преобразования энергии, полезная составляющая от которого используется (или принимается) малым цилиндром, стоящим на насосе, и выполняющим функции двигателя насоса. Получается этакого рода трансформатор, работающий по совершенно доселе неведомым законам. Насос, судя по трубам ввода-вывода, нарисован вполне реалистично, это обычный жидкостный вращательный насос типа "улитка", без всяких клапанов. Возможно, чертёж упрощен, и эти вкладыши в трубе идут по всей её высоте, недаром там вся внутренняя часть трубы поделена на три конических участка. Для обычного дымохода это совсем никчему. Собственно, обратите внимание на сооружение слева в главной картинке. Что там торчит из трубы? Но в общем весь этот абзац - мои ничем не подкреплённые выводы.

Получается, что опять некие силы нас водят за нос, вбрасывая типовые чертежи старинного исполнения (это про все, кроме самого нижнего). Уважаемые специалисты, очень сильно хотелось бы услышать ваше мнение.

До новых встреч. Продолжение следует.
Tags: Атмосферное электричество, железная дорога, технологии прошлого
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments