Научно-познавательный журнал (tech_dancer) wrote,
Научно-познавательный журнал
tech_dancer

Ванны Аполлона, или новые секреты технологий прошлого.

Здравствуйте, друзья. Идея написать данную статью возникла при работе со статьёй по иллюминациям, в частности в Версале 18 века. Стал попадаться один интересный материал:




Вроде ничего необычного, красивый ландшафтный дизайн и фонтаны, это вполне могло быть в 17 веке, если верить датировке гравюры. Но привлёк внимание забор. Если это был на тот момент королевский дворец, для чего он нужен? Там наверняка было столько стражи, что любое проникновение посторонних хулиганов было бы в принципе невозможно. Если приглядеться, забор много выше человеческого роста, выполнен на двухступенчатом фундаменте и состоит вроде как из одной решётки без поддерживающих столбов. Где логика? Если это охранное инженерное сооружение без предусмотренного присутствия часовых, то любой желающий мог по этой решётке залезть и стрельнуть например из лука, если на тот момент не было ничего посерьёзнее. Даже наверное и через решётку мог бы это сделать. Странно. И фонтан. Он достаточно большой. Какое насосное оборудование гнало воду под таким напором в 17 веке? И куда эта вода утекала? Если предположить, что шла рециркуляция, то без насосов не обойтись никак. Их существование в 17 веке, мягко говоря, сомнительно. Всё бы это можно было бы оставить без внимания, если бы на территории Версальского дворцового комплекса эти фонтаны не занимали несколько гектар.



Это знаменитый фонтанный комплекс Ванна Аполлона. Опять видим забор и окружающий его лес. Судя по размеру деревьев, лес достаточно большой.



Это фонтанный комплекс des domes, дословно Куполов. Какие купола тут могут быть? Также есть забор и деревья вокруг. Фонтан, как ни странно, огражден перилами.



Это фонтанный комплекс Tuby Jean-Baptiste. Дословно переводится как труба Жан-Батиста. Сейчас это комплекс Трёх фонтанов. Те же самые забор, лес и фонтаны, только дополнительно присутствуют обелиски и какие-то ступенчатые пирамиды. И куча маленьких фонтанчиков. Так каким образом это всё работало?

Посмотрим на план парка Версаля от издания "l'art des jardins" 1964 г.



и ещё план из этого же издания, но более ранний, очевидно, скопированный с какого-то исторического документа с неидентифицированным годом. А заодно посмотрим, как на нижнем плане смотрелись наши фонтанные комплексы.



Как видим, на верхнем плане изменилось практически всё. Нижний план нарисован достаточно подробно, там даже точками обозначены все обелиски. Но с нашими гравюрами идеально не сходится ничего. Есть ещё гравюры, но похуже качеством:



Это комплекс Трёх фонтанов, находился ранее на старом плане, второй квадрат слева в верхнем ряду. Собственно, он на главном фото. Сейчас его по факту нет вообще, а его название перенесли на комплекс Tuby Jean-Baptiste. Обратите внимание, сооружение имеет каскады, оно было несколько метров в глубину (или в высоту, не совсем понятно по рисунку).



Это комплекс Водного Театра, которого нет на плане 1964 г., его восстановили совсем недавно. С ним вообще тёмная история. По некоторым сведениям, он был снесён в 1775 году, почему - не понятно. До недавнего времени на этом месте был обычный газон. Обратите также внимание, тут тоже есть каскады, и тоже сооружение имело высоту или глубину несколько метров.



Это комплекс фонтанов du marais, дословно переводится как болото. Действительно, схожесть есть. Фонтаны были с краёв или одного края, вода собиралась в центре. Данного фонтана в этом виде сейчас нет, он находится напротив ванны Аполлона и очень сильно видоизменён.

Ещё обратите внимание, на всех трёх фонтанах стоят обелиски в виде пирамид. Причём стоят строго упорядоченно. Судя по тому, как худжник скрупулёзно вырисовывал лес, делать вывод об ошибках в таких деталях, как пирамиды, нет основания. Они действительно когда-то были. Но что же произошло? Почему все фонтанные комплексы перестроены? Зная бережливость к памятникам культуры у европейцев, можно сказать, что человек тут не при чём. Всё опять как всегда банально. Все фонтаны в первозданном виде занесло селевым заносом. Если, как утверждают источники, комплекс Водного Театра был снесён в 1775 году, значит тогда это и произошло. Даже если в исчислении лет могла быть допущена путаница, то в любом случае не ранее этого срока. Фонтаны, имеющие достаточно большой перепад высоты между каскадами, просто стало нецелесообразно откапывать. С небльшим перепадом высоты восстановили, как могли, но есть подозрение, что их откопали, разобрали, вытесненный грунт сбросили обратно в котлован и фонтан собрали на новом месте, как смогли, по старым рисункам.



Обратите внимание, нет даже похожих на многокаскадные фонтаны. И всё примерно на одном горизонтальном уровне.

Как известно, Версальский дворец был приобретён в 1630-х годах Людовиком XIII, у третьих лиц, уже готовым. Последующие правители его только восстанавливали или слегка изменяли. А кем и когда он был построен? Сложно сказать. Никакой чёткой ориентации у здания и парка по сторонам света нет. Если сравнивать ориентацию дворца с ориентацией старых построек, например, в Санкт-Петербурге, тоже никакой аналогии. Но масштаб застройки впечатляет. Однако, вернёмся к фонтанам.

Как мы уже выяснили, фонтаны имели странные детали, а именно заборы из решёток, обелиски и пирамиды. А также густой и высокий лес вокруг. Судя по тому, как этот лес вырисовывали в мельчайших подробностях, все прочие детали тоже нарисованы достаточно подробно и нет смысла не доверять художнику. На многих гравюрах видно, что забор имеет явно не растительное исполнение, это не стена из самшита, как стоит сейчас. Значит, получается так, что в 1 половине 17 века все фонтаны выглядели именно таким образом, как на гравюрах. К ним вырубили в лесу просеки, вычистили от леса сами площадки внутри периметра забора и стали пользоваться. Но, как уже было сказано ранее, для работы таких сооружений нужны были мощные насосные устройства. Естественно, в то время их не было. А были там простые артезианские скважины, которые, если верить источникам, впервые стали применять именно во Франции и достаточно давно. И были в этой системе подземные трубы для водоотведения, сначала в главный канал, потом в реку Буа-де-Сатори. Как только система водоотведения была нарушена, река обмелела, сейчас на карте её еле видно.

Собственно, к чему это всё? Наверное, чтобы понять, надо вспомнить прошлые статьи о звездах-крепостях. Там тоже были артезианские источники, целью которых, помимо прочего, было выделение эфира в окружающее пространство. Специальные устройства накапливали этот эфир, они стояли по краям водоёмов в вазах. Обелиски представляли из себя разновидность купольных сооружений, задачей которых было создавать резонансные электрические колебания в каком-то определенном радиусе действия. За счёт специального расположения обелисков и накопителей эфира вокруг создавалось поле, которое, определенно, каким-то образом благотворно влияло на человеческий организм. Получался такой же эффект, как в храмах, только в данном случае в открытом пространстве. Если задачей звёзд-крепостей была скорее организация связи со смежными сооружениями, то здесь задача была несколько другой. Каждое сооружение было обособлено и функционировало по своему. А по сути, это такая же звезда-крепость, только в несколько иной конструкторской форме.
Имеются даже вот такие документы:



Автор рисунка скрупулёзно перерисовывал с натуры все детали с указанием всех расстояний. Всё уже было построено. Вот такие были ванны Аполлона. А может, в них когда-то и купались, если климат был в то время более тёплый. Но это уже другая история.

До новых встреч.

P.S. У нас Петергоф тоже что-то такое напоминает. Но и Версаль, и Петергоф имеют морозные зимы и функционировать фонтаны без риска промерзания не могут. Так что про климат скорее всего так и было.

Tags: Версаль, технологии прошлого, фонтаны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments