Научно-познавательный журнал (tech_dancer) wrote,
Научно-познавательный журнал
tech_dancer

Загадочный Крым. Часть 2. Массандра.

Здравствуйте, друзья. Продолжаю делиться впечатлениями отпуска в Крыму.




На этот раз речь пойдёт о знаменитом заводе вин Массандра. Марка эта славится, в свободной продаже продукцию найти сложно. Сейчас завод в основном выполняет государев заказ, да и находится собственно на балансе администрации президента. Ценителям вин могу сказать, что время тут проведете не зря, но меня интересовало здесь несколько другое, а именно архитектура. Но давайте по порядку.

Итак, по официальным данным, место под завод было выкуплено в 1885 г. государем у графа Воронцова, в составе всего его винодельческого комплекса, рассредоточенного по Крыму. С того времени там начинается строительство винзавода. С 1891 г. завод выдаёт первую продукцию под своим брэндом. Завод содержит цеха и знаменитые погреба, которые расходятся от главной башни по веерной системе. Есть сведения, что эти погреба во время войны замуровали так, что противник не мог туда попасть. Завод встретил своим радушием, но кроме дегустационного зала, никуда попасть не удалось. Не повезло. Хотя первые же знакомства с архитектурой завода породили массу вопросов.



Заводоуправление поразило странными решётками на крыше. Снег в том районе скорее исключение, чем правило, лепить защиту от падения снега нет смысла. Хотя, такие решетки далеко не редкость, они встречаются на крышах многих старых зданий вне зависимости от климата. Даже в Таиланде есть. Но в данном случае создаётся ощущение, что чего-то в этих решётках не хватает или что-то спилено. А что могло быть спилено?



В стену дегустационного зала непонятно как оказался наполовину замурованным непонятный шар.



Если приглядеться, то видно, что столб с этим шаром и стена здания смотрятся друг с другом как разные вещи. Ощущение, что до стен на этом месте была какая-то площадка с подобными столбами, а потом её просто заложили кладкой и сделали помещение. Столб сносить не стали, поленились видимо. Бывает. Интересно, кто-нибудь исследовал, что за шар на столбе, из чего он сделан и что у него внутри?



На здании погребов везде присутствуют металлические накладки. Это связи внутри здания, которые выходят насквозь с противоположных стен и крепятся такими накладками. Для чего они были нужны? Стены и так вполне устойчивые, а если стена начала бы валиться, такая накладка не спасла бы её точно.



И таких накладок много. К сожалению, внутри дегустационного зала все потолки обшиты так, что в кровле совсем ничего разглядеть нельзя.



Ну и гвоздь программы - на главной башне погребов стоит вот такая вещь. Для обычного молниеотвода это слишком сложно. И на углу здания стоит такая же накладка, как и на малых зданиях. Как будто башню стянули по диагонали, причём с обоих сторон.



Если приглядеться, то окна наверху чем-то заделаны. Для чего они в таком количестве? Если для вентиляции погребов, то в этом нет смысла - с шагом в несколько метров на погребах стоят люкарны. И ещё одна деталь:



Не хватило камня, и сделали кладку из того, что было? Скорее всего. Кроме ракушечника, никаких других материалов в тех краях нет. Все прочие каменные материалы привозные.



А тут хорошо видно, что карнизы выполнены из белого камня. Что под карнизом, то явно выполнено камнями из местного карьера, с лёгкой подгонкой и заделыванием швов. Эти камни выпиливали в катакомбах обычной пилой, и её следы на гранях не спутать ни с чем. Такая кладка не требует большой квалификации и делается достаточно быстро. Чего совсем не сказать про карнизы. Их вытесали и подогнали очень тщательно. Наверное, неплохо было бы взглянуть на фото строительства этого объекта.




Что это? Если приглядеться, то стены уже стоят, только поврежденные и засыпанные. На нижнем фото, на заднем плане, леса стоят с наружной стороны здания. Они так стоят только при реставрации (строители, поправьте, если не прав). На верхнем фото видно, как неровно пласты земли накрыли какие-то существующие сооружения, и его откапывают для последующей реставрации. Намного проще было бы отрыть эти погреба тоннелями, но видимо, всё уже было готово, надо было только восстановить. А большая высота среза говорит только о том, что землю на сооружения нанесло неравномерно. Очевидно, засыпала их какая-то стихия, наверное, та самая, которая занесла все первые этажи зданий от Сибири до Европы. В Крыму, кстати, высота заносов первых этажей ещё больше, чем на средних широтах. Вывод - завод построен на остатках какого-то сооружения, разрушенного ранее какой-то стихией. Камни с этого сооружения и использованы в стройке, а недостающий камень использовали с местного карьера. Но вернемся к нашей башне. К сожалению, в свободном доступе очень мало материала о виде башни до 1915 года.




Если приглядеться, то на шпилях крыши стоит какой-то светлый предмет, который закреплен в тех самых рогулях.



Это фото 30-х годов 20 века. Как видно, в рогулях находился некий предмет, который сейчас отсутствует. Не исключено, что шпили переделали заново. Кроме того, в заделанных окнах, рассмотренных ранее, явно просматриваются какие-то предметы, которые местами ещё сохранились. Что это вообще может быть? С точки зрения современной науки ровным счетом ничего. Но просто так в старые времена не делали таких изысков, тем более на таких унитарных зданиях, как винзавод. Что касается звезды, то это явно плод той эпохи, в которой сделано фото. До неё там явно висело что-то другое. На первый взгляд, опять очередной ребус, но если взглянуть на это всё по другому, то в очередной раз начинаем понимать, как мало мы знаем о недавнем прошлом. Поскольку вся эта башня объединяет в себе погреба, причем в большом количестве, то внутри всей этой системы крайне необходимо освещение. Говорить о факелах в данном случае по понятным причинам нет смысла. Можно конечно представить себе промышленный генератор того времени, стоящий где-то там на территории, но при такой системе погребов его мощность была бы такой, что конструкция, включая трубу, по высоте соизмерялась бы с этой башней. Но ни на одном фото ничего похожего даже близко нет.



В итоге получается, что наши шпили с оградкой на крыше в очередной раз были ни чем иным, как системой получения электричества из атмосферы для организации освещения погребов. Непонятные предметы, стоящие в нишах башни, а также рогули на шпилях были скорее всего светящимися элементами, которые использовали для эстетики, ну и они одновременно являлись индикаторами работоспособности системы. Собственно, такая же система была на крыше заводоуправления, там сейчас ограждение осталось, а шпилей как раз и не хватает - их демонтировали. И поскольку все решения были типовыми, скорее всего эта же система была на винодельческом цехе (см.главное фото). Чем больше узнаём, тем больше понимаем, что мы совсем ничего не знаем (древнегреческая мудрость).

До новых встреч. Продолжение следует.
Tags: Крым, технологии прошлого
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments